Фонд оплаты труда и его состав

Фонд оплаты труда и его состав

Все начисленные предприятием выплаты работникам являются его затратами на зарплату , образуютфонд зарплаты . Он складывается из трех разделов: фонд заработной платы; выплаты социального характера; затраты, не относящиеся к фонду заработной платы и выплатам социального характера.

Распоряжением Госкомстата РФ от 10 июля 1995 г. N 89 утверждена Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера. Она подготовлена с учетом интернациональных рекомендаций по статистике средней заработной платы, национальных нормативных документов и не ориентирована на методику денежных и налоговых органов.

Фонд зарплаты (в статистике употребляется для исчисления средней заработной платы в целом по предприятию) определяется независимо от источников выплаты финансовых сумм. Он отличается от статьи затраты на зарплату в издержках обращения и производства и включает: оплату за отработанное время; оплату за неотработанное время (отпуск, оплата простоев не по вине работника, выходное пособие и т.д.); выплаты на питание, жилье, горючее; единовременные поощрительные выплаты. В состав последних включена материальная помощь, предоставляемая всем либо практически всем работников, поскольку она носит премиальный темперамент в отличие от материальной помощи, предоставляемой отдельным работникам по домашним событиям.

В состав затрат на зарплату включаются:

1. Выплаты заработной платы за практически выполненную работу, исчисленные исходя из сдельных расценок, должностных окладов и тарифных ставок;

2. Выплаты стимулирующего характера по системным положениям: премии за производственные результаты, а также вознаграждения по результатам работы за год, надбавки к окладам и тарифным ставкам за опытное мастерство, высокие успехи в труде и т.д.;

3. Выплаты компенсирующего характера, которые связаны с условиями труда и режимом работы, за совмещение профессий, расширение территорий обслуживания, за работу в тяжелых, вредных условиях труда и т.д.;

4. Оплата в соответствии с действующим законодательством очередных (ежегодных) и дополнительных отпусков, финансовых компенсаций за неиспользованный отпуск;

5. Выплаты работникам, высвобождаемым с фирм в связи с их реорганизацией, сокращением штатов и численности работников;

6. Единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по профессии в данной хозяйстве) в соответствии с действующим законодательством;

7. Зарплата работников, не пребывающих в штате предприятия (работников несписочного состава), за исполнение работ по заключенным соглашениям гражданско-правового характера;

8. Премии, другие выплаты и вознаграждения, начисленные за счет средств целевых поступлений и специального назначения.

В обращения и издержки производства не включаются следующие выплаты работникам предприятия, и затраты, которые связаны с их содержанием:

1. Материальная помощь, беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий;

2. Оплата дополнительно предоставляемых по коллективному соглашению (сверх предусмотренных законодательством) отпусков работникам;

3. Компенсационные выплаты в связи с увеличением стоимостей, создаваемых сверх индексации доходов по ответам Правительства РФ;

4. Компенсации удорожания цены питания в столовых, буфетах, профилакториях, предоставление его по льготным стоимостям либо безвозмездно работникам, и детям, находящимся в детских дошкольных учреждениях, оздоровительных лагерях и санаториях;

5. Надбавки к пенсиям, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;

6. Оплата путевок на отдых и лечение, путешествий и экскурсий, занятий в спортивных секциях, кружках, клубах, посещение культурно-зрелищных и спортивных мероприятий;

7. Другие виды оплат, не связанные конкретно с зарплатой .

ТЕМА 15.НАЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Уровня ЖИЗНИ и СОЦИАЛЬНОГО Развития НАСЕЛЕНИЯ

15.1. Социальные функции страны

Существует пара моделей социального рыночного хозяйства, каковые различаются в зависимости от достигнутого уровня экономразвития, экономической конъюнктуры, менталитета населения и национальных традиций, политической ориентации общества и др.

Первая модель социального рыночного хозяйства стала широко распространена по окончании второй мировой (1939-1945 гг.). В хорошем виде она была воплощена в судьбу в Германии на протяжении послевоенных экономических реформ политического деятеля и немецкого финансиста Л. Эрхарда. В 50-е – 60-е гг. она употреблялась в других европейских государствах, в частности в Австрии, Бельгии.

Для германской модели социально-ориентированной рыночной экономики свойственны следующие главные черты:

  • смешанная экономика характеризуется более либо менее большим госсектором;
  • осуществляется национальное регулирование не только экономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов;
  • социальная ориентация экономики, значительный патернализм (отеческое отношение) страны реализуется по отношению ко всем участникам общества, снабжая таким путём гарантии определённого уровня удовлетворения потребностей населения в одолжениях здравоохранения, образования, культуры, в жилье;
  • направленность регулирования на поддержание свободной борьбе, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;
  • регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы;
  • значительный вес государственного бюджета в ВВП (не смотря на то, что ФРГ находится в середине развитых капиталистических государств по этому показателю);
  • регулирование экономики по большей части через кредитно-финансовую политику, а не бюджетно-денежную.

Вторая модель. которую именуют «социал-демократическая модель» и её использование связывают в основном со Швецией («шведская модель»), имеет сходные черты с первой моделью, но и характеризуется значительными изюминками.

Термин «шведская модель» показался в конце 60-х гг. в то время, когда в Швеции стало действительностью успешное сочетание быстрого роста экономики с широкой политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в стране. Шведская модель отождествлялась с самая развитой формой «страны благосостояния».

В целом шведскую модель возможно выяснить как модель, сочетающую стабильность цен и полную занятость населения путём проведения неспециализированной рестриктивной экономической политики, дополненной селективными мерами для поддержания капиталовложений и высокого уровня занятости.

Выделим своеобразные черты шведской модели:

  • низкая безработица;
  • профсоюзная политика солидарности в области заработной плата;
  • централизованные переговоры по заработной плату;
  • большой госсектор;
  • тяжёлое налоговое бремя.

Из двух рассмотренных моделей возможно сделать следующие неспециализированные выводы. Обе модели характеризуются активной ролью государственного регулирования и государства в социально-развитии экономики государств. Государство не вмешивается в производственную деятельность компаний, но осуществляет национальное регулирование не только на экономическом, но и на микроэкономическом уровнях.

Рыночная экономика – не однообразная, а подвижная, динамическая совокупность, где происходят усиления и процессы национального регулирования, и дерегулирования в зависимости от их эффективности в конкретных условиях. Какими бы преимуществами модель рыночной экономики, используемая в других государствах, не владела, она не может быть принята за базу для России, потому что каждая модель обязана соответствовать конкретно-экономическим условиям определённого периода с учётом исторических традиций, прошлого опыта, менталитета русского населения. Изучение западного опыта функционирования рыночной экономики нужно, но не для его копирования.

В соответствии со ст. 7.1 Конституции РФ РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, снабжающих свободное развитие и достойную жизнь человека. В п. 2 ст.

7 выяснены задачи страны в сфере обеспечения социально-экономических условий судьбы россиян. По главному нормативному документу РФ государство несёт ответственность перед гражданами страны и обязано обеспечивать населению удовлетворение главных социальных стандартов.

Из анализа настоящих результатов деятельности по реализации национальных функций в социальной сфере возможно сделать следующие выводы применительно к социальной политике в целом, проводимой во время рыночных преобразований.

Комплексной, целостной программы социальных реформ в «социальном стране» не было, не смотря на то, что было изобилие вторых программ (программа приватизации, программа стабилизации и др.).

Главным приоритетом экономической и социальной политики страны в ходе преобразований являлась программа обуздания инфляции. Но цели социальной политики вступали в несоответствие с целями денежной стабилизации.

Факторы, дестабилизирующие уровень жизни и социальное развитие, проявлялись во многих сферах жизнедеятельности:

  • в социальной сфере – качества воспроизводства жизни и ухудшение человека;
  • в сфере производства – подрыв материально-технической базы отечественного производства, в особенности отраслей потребительского сектора;
  • в сфере обмена и обращения – высокая инфляция, дестабилизирующие перекосы стоимостей;
  • в сфере национального управления – утрата управляемости экономики, ослабление роли страны, криминализация экономики и т.п.

Общеизвестны социальные издержки рыночных преобразований. Назовём кое-какие обобщающие показатели: длительность судьбы быстро сократилась, у мужчин она не достигает финиша трудоспособного возраста (58 лет); отрицательный естественный прирост прогнозируется Госкомстатом РФ за пределами третьего тысячелетия; производительность труда снизилась в 2 раза (в индустрии); у 1/3 населения (44-45 млн. человек) доходы ниже официального прожиточного минимума, около 20% живут в условиях нищеты; потенциал безработицы (а не официально регистрируемая Федслужбой занятости) оценивается размерами порядка 25-30 млн. человек; пенсии и оплаты минимальные размеры труда утратили собственное значение как наиболее значимые социальные нормативы.

Синтезирующий итог социальных преобразований в рамках монетаристской концепции – предельная поляризация общества, усиление процессов люмпенизации, интенсивное размывание среднего слоя. самый многочисленный в прошлом средний класс на данный момент образовывает только 10-14%.

Социальной политике во время крупномасштабной изменении должен быть свойствен упреждающий темперамент. Обычно социальные ответы принимаются вдогонку событиям, как реакция на открытые проявления социальной неудовлетворённости.

Лишь спустя десятилетие по окончании начала реформ, в 2000 г. российское Правительство представило собственную стратегическую программу развития до 2010 г. и замысел первостепенных действий по преобразованию экономики. Хорошим причиной в заявленной стратегии есть то, что социальный блок стратегии «Социальная политика» предшествует блоку «Модернизация экономики». Само собой разумеется, имеется вопросы о том, как реализовать всё задуманное, но сама структура блоков стратегии верно отражает её целевую направленность на решение соцвопросов.

15.2. Совокупность показателей комплексного прогноза уровня судьбы.

В общем комплексе социальных неприятностей ведущую роль играются показатели уровня судьбы населения.

Под уровнем судьбы принято осознавать обеспеченность населения нужными для жизни материальными, духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Из приведённого определения направляться, что уровень судьбы серьёзен не только в безотносительном выражении, но и в соотношении с потребностями населения.

Компоненты уровня судьбы – определённые потребности человека, удовлетворение которых есть составной частью уровня судьбы в целом. Они имеют количественное и качественное выражение. Для этого используются индикаторы, воображающие собой статистические показатели, самый полно отражающие обстановку в определённой сфере, характеризующей уровень судьбы.

Для сравнения отдельных индикаторов их высказывают в форме индексов.

индексы и Индикаторы формируют совокупность показателей уровня судьбы. По советы ООН уровень судьбы

измеряется совокупностью показателей. Условно возможно выделить пара групп показателей уровня судьбы.

Первую группу составляют конкретные частные показатели, выраженные значительно чаще в натуральных показателях.

Питание. В качестве обобщающей качества питания и оценки уровня употребляются показатели: среднее за сутки количество на одного человека килокалорий и граммов белка, а также животного происхождения.

здравоохранение и Здоровье. Главные измерители здоровья – средняя ожидаемость длительности судьбы при рождении и коэффициент смертности.

Жилище. Измеряется неспециализированной площадью на одного человека.

Домашнее имущество. Измеряется обеспеченностью населения холодильниками, телевизорами, мебелью, домашней техникой и т.д.

Уровень культуры. Обобщающим показателем уровня культуры есть среднее число лет обучения населения в возрасте 25 лет и старше.

Платные услуги на одного человека и другие показатели.

Важность этих показателей для жизнедеятельности людей предопределяет необходимость фиксировать нормы, задавать ориентиры и самые важные направления управления ими с учётом требований экономической безопасности.

Исходя из этого изучением социальных показателей занимается с конца 60-х гг. последовательность разных интернациональных и региональных межгосударственных организаций. Они разрабатывают и совершенствуют показатели в рамках собственных компетенций и интересов.

Так, ВОЗ (ВОЗ) определяет показатели доступа и состояния здоровья к услугам в области здравоохранения, а в сотрудничестве с Продуктовой сельскохозяйственной организацией Объединённых наций (ФАО)[3] – недоедания и показатели питания. ЮНЕСКО совершенствует показатели в области образования, Интернациональная организация труда (МОТ) – в сфере контроля за безработицей и занятостью.

НИИ социального развития при ООН создал методику, именуемую «профиль развития». Она основывается на определении связей между показателями и общими показателями развития социального развития.

Вторую группу показателей уровня судьбы образуют стоимостные, обобщающие показатели. К ним относятся: ВВП на одного человека; часть услуг и товаров в структуре ВВП; финансовые доходы на одного человека; начисленная среднемесячная заработная плат одного работника (номинальная и настоящая); средний размер назначенных месячных пенсий; настоящие располагаемые финансовые доходы; индекс потребительских цен; минимальная зарплата ; минимальный потребительский бюджет и др.

Третья несколько показателей характеризуется интегральными показателями. Построение интегральных показателей сложно, потому, что для множества показателей, компонентов уровня судьбы нужно разглядывать взвешивающие коэффициенты. Существует последовательность подходов к разработке интегрального показателя.

Самый распространённый интегральный показатель рассчитывается по методике ООН. Эксперты «Программы развития ООН» (ПРООН) создали интегральный показатель – индекс развития людской потенциала (ИРЧП) и ввели его в практику с 1991 г. Сведения публикуются по 175 государствам.

ИРЧП есть интегральным показателем не только уровня судьбы, но и экономики в целом, интегрируя три компонента: ожидаемую длительность судьбы, уровень и уровень образования экономразвития (ВВП на одного человека). ИРЧП является одним из вероятных показателей для интернациональных сопоставлений уровня судьбы населения.

Он исчисляется как средний из трёх размеров: ВВП на одного человека, ожидаемой уровня образования и продолжительности жизни населения (25 лет и старше), соотнесённых к уровням этих показателей, достигнутых как наивысшие в мире.

Обстоятельства отбора этих конкретных показателей обосновываются как теорией развития людской потенциала, так и содержанием самих показателей. Теория развития людской потенциала исходит из того, что достаток страны смогут создавать здоровые, трудоспособные, образованные, активные граждане. Развитие человека делается для многих государств конечной целью, а повышение производства материальных благ – средство с целью достижения данной цели.

В 1994 г. индекс развития людской потенциала, вычисленный по методике ПРООН, составил 0,764, а также по развитым государствам – 0,911 и по странам третьего мира – 0,576. Российская Федерация с индексом 0,792 возглавляла список государств со средним уровнем развития.

Начиная с 1995 г. согласно решению Правительства России проводится Общероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Он призван стать самая крупной национальной совокупностью постоянного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере.

К главным направлениям мониторинга социально-трудовой сферы относятся:

  • уровень и доходы судьбы населения;
  • рынок рабочей силы, безработица и занятость;
  • социально-трудовые процессы на фирмах, в других организациях и учреждениях;
  • условия и охрана труда;
  • социально-демографические и миграционные процессы.

Совокупность уровня мониторинга жизни и показателей доходов, что проводит Всесоюзный центр уровня судьбы, складывается из следующих разделов: цены и доходы, затраты, потребительский рынок, критериальные показатели уровня судьбы, интегральный показатель уровня судьбы, общеэкономические показатели.

В каждом разделе определяются уровневые, структурные и динамические показатели.

Оценка уровня судьбы населения обязана проводиться в трёх качествах: если сравнивать с прошлым периодом, если сравнивать с критериальными нормативами (прожиточный минимум и др.), по сравнению с другими государствами.

Мониторинг уровня и доходов судьбы населения – одна из необходимых функций русских национальных органов.

15.3. структура и Уровень финансовых доходов населения.

Зарплаты являются главным причиной, определяющим уровень судьбы. Финансовые зарплаты включают: заработную плат наёмных работников; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, полезным бумагам, барышов; доходы от продажи зарубежной валюты и др.

Другие доходы включают количество скрытой зарплаты, которая отражает, в большинстве случаев, заработную плат, укрываемую организациями и предприятиями от налогообложения и выплачиваемую в разных формах: из финансовой выручки без оформления платёжной ведомости; в виде приобретения своим работникам предметов и недвижимости долгого пользования; финансовой помощи; кредитов; выплат заработной плата через открытие и систему страхования депозитов в банках и т.п.

Распределение населения по уровню среднедушевых финансовых доходов характеризует разделение населения по уровню материального достатка и является показателями численности (либо долей) населения, сгруппированного в заданных промежутках по уровню среднедушевых финансовых доходов.

Главные из источников информации о благосостоянии населения: баланс финансовых расходов и доходов населения; обследования бюджетов домашних хозяйств, проводимых Госкомстатом РФ; мониторинг Общероссийского центра уровня судьбы и др.

Различают номинальные финансовые доходы и настоящие.

Финансовые доходы за вычетом необходимых взносов и платежей являются располагаемые финансовые зарплаты. Реально располагаемые финансовые доходы включают номинальные финансовые доходы за вычетом налогов и разных необходимых платежей, скорректированных на индекс потребительских цен.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) отражает трансформации во времени неспециализированного уровня цен на услуги и товары, получаемые населением для непроизводственного потребления. Он измеряет отношение цены фактического услуг и фиксированного набора товаров в текущем периоде к его стоимости в базовом периоде. ИПЦ есть одним из наиболее значимых показателей, характеризующих уровень инфляции, и употребляется для целей политики, прогноза и анализа ценовых процессов в экономике, пересмотре минимальных соцгарантий.

Расчёт ИПЦ производится путём объединения двух информационных потоков:

  • информации об трансформации стоимостей, взятых путём тарифов и регистрации цен на потребительском рынке;
  • информации о структуре фактических потребительских затрат населения за прошлый год.

Наблюдения за уровнем стоимостей производятся во всех регионах РФ, на фирмах торговли всех форм собственности. Потребительский комплект, на основании которого рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех регионов России выборку услуг и групп товаров, чаще всего потребляемых населением.

В комплект услуг и товаров, созданный для наблюдения за стоимостями, включены услуги и товары массового потребительского спроса. Отбор позиций производится с учётом их относительной важности для потребления, представительности, наряду с этим имеются в виду отражение динамики цен на однородные товары, устойчивое наличие их в продаже.

Показатель реально располагаемые финансовые доходы начал использоваться как обобщающий показатель уровня судьбы с 1993 г. и заменил показатель настоящие зарплаты. В нём учитывались, не считая финансовых доходов, натуральные доходы в финансовой оценке, доходы в виде материальных затрат учреждений социальной сферы.

Зарплата многофункциональна. Она делала и делает в рыночных условиях последовательность главных функций. самые существенные из них:

  • воспроизводственная, служащая главным средством воспроизводства рабочей силы определённого качества и профессионального состава;
  • стимулирующая, направленная на увеличение заинтересованности в росте производительности и развитии производства труда;
  • социальная, реализующая принцип социальной справедливости.

На данный момент заработная плат утратила собственную стимулирующую роль в росте производительности производства и повышении труда. Не реализуется полностью в наше время и социальная функция заработной плата из-за неоправданных разрывов в её уровнях. Высока разделение в заработной плате между отраслями, регионами, категориями и отдельными предприятиями трудящихся.

Разделение заработной плата по регионам возросла с 3,4 раза в 1991 г. до 11,7 раза в 1999 г.

В начале 90-х гг. централизованное регулирование зарплаты фактически было упразднено; предприятия самостоятельно стали решать вопросы организации заработной плата, численности персонала, нормирования и организации труда. Прямое государственное регулирова

Фонд оплаты труда.

Случайный подбор статей:

Самые интересные результаты статей, подобранные именно по Вашим интересам:

Как определить фонд оплаты труда

Фонд зарплаты (ФОТ) Сумма затрат на зарплату предусматривает расчет фонда зарплаты Фонд зарплаты (ФОТ) — главной экономический показатель по зарплате ,…

  • Что не входит в фонд оплаты труда

    34 Состав фонда оплаты трудаці Каков состав фонда зарплаты ? Размер зарплаты зависит от условий и сложности делаемых работ, профессионально-деловых…

  • Организация оплаты труда на предприятии: формирование фонда оплаты труда, нормирование труда

    Под организацией заработной платы (ОЗП) понимается ее построение, качества взаимосвязи труда и обеспечение количества с размерами его оплаты, методом…

  • Оплата труда как экономическая категория

    Социально-экономическая сущность зарплаты на предприятии Конституция РФ 1993 г. в качестве одного из главных прав и гражданина и свобод человека…

  • Состав фонда оплаты труда;

    Просматривайте кроме этого: задачи и Цели планирования средств на зарплату Планирование средств фонда потребления Планирование фонда зарплаты Состав…

  • Что такое минимальный размер оплаты труда?

    Содержание МРОТ – это установленный минимальный размер зарплаты за определенный расчетный период, что работодатель обязан платить собственному сотруднику…