Передозировка снотворными: симптомы, первая помощь, последствия

      Комментарии к записи Передозировка снотворными: симптомы, первая помощь, последствия отключены

Передозировка снотворными: симптомы, первая помощь, последствия

Средства, которые призваны угнетать нервную систему, классифицируются как снотворные. К ним относятся бензодиазепины, барбитураты и седативные препараты. Несмотря на то, что седативные лекарственные средства признаны наиболее безопасными по отношению к организму, именно с ними чаще всего и связана передозировка.

В данной статье речь не будет идти о намеренной передозировке снотворными, когда происходит суицид – вполне часто врачами диагностируется случайная передозировка обозначенными лекарственными препаратами. Происходит это по причине невнимательного изучения официальной инструкции по применению конкретного препарата, либо незнание показаний и противопоказаний в аннотации.

Оглавление: Нюансы в употреблении снотворных препаратов Симптомы передозировки снотворного Первая помощь при передозировке снотворными препаратами Отравление снотворными — лечение Возможные осложнения при передозировке снотворными

Нюансы в употреблении снотворных препаратов

Проблема употребления лекарственных препаратов со снотворным действием заключается в том, что человек слишком быстро привыкает к этим медикаментам. Сначала и одна таблетка снотворного помогает человеку заснуть, затем эффект от нее наступает слишком медленно и человек принимает большую дозу. Результатом может стать употребление слишком большого количества снотворного, что приводит к передозировке и тяжелым последствиям.

Еще один нюанс – если человек длительное время принимал снотворные, то при отказе от медикаментов может развиться состояние, схожее с абстинентным синдромом – так страдают наркоманы и алкоголики при отсутствии очередной дозы.

Именно по этим причинам лекарственные средства со снотворным эффектом являются опасными – подбирать их, назначать дозировку и продолжительность употребления должен только врач и в строго индивидуальном порядке.

Симптомы передозировки снотворного

Симптомы передозировки снотворными препаратами различны и зависят от групповой принадлежности лекарственного средства!

Если человек принимает неконтролируемые дозы снотворных препаратов, то может развиться передозировка. Особенно часто такое патологическое состояние возникает при употреблении больших доз медикаментов, в составе которых имеются фенозепам, фенобарбитал и другие схожие компоненты.

Обратите внимание: особенно опасным состоянием считается употребление комплекса лекарственных средств, или сочетание медикаментов с растительными седативными средствами  — в таком случае каждый медикамент будет усиливать действие другого.

Признаки передозировки снотворным:

  • выраженная сонливость;
  • неадекватное поведение человека – несвязная речь, «пьяная» походка, сильная заторможенность, замедленная реакция на разговор;
  • угнетение сознания, пострадавший человек может потерять сознание и в особо тяжелых случаях – впасть в кому;
  • нарушается координация, может развиться атаксия;
  • могут начаться судороги;
  • дыхание угнетено – в норме у здорового человека частота дыхания составляет 16-18 раз в минуту, при передозировке снотворными это количество будет значительно снижено;
  • сердцебиение становится редким;
  • артериальное давление падает до критических показателей.

Обратите внимание: если употреблено было слишком большое количество снотворных препаратов, то симптомы передозировки у пострадавшего развиваются стремительно, буквально за считанные минуты человека клонит в сон, если рядом с ним нет никого близких, то пострадавший просто ложится и засыпает. Любая передозировка лекарственными препаратами со снотворным действием может привести к летальному исходу, если не будет оказана первая помощь. 

Первая помощь при передозировке снотворными препаратами

Если кто-то из близких принимает снотворные препараты и вдруг отмечается ухудшение его состояния, присутствуют некоторые вышеуказанные симптомы, то нужно немедленно вызвать бригаду «Скорой помощи». Что можно сделать до приезда специалистов, если человек, употребивший большое количество снотворных препаратов, находится в сознании:

  • заставить его выпить 1-2 литра воды – так получится вызвать рвоту, произойдет естественное очищение желудка;
  • дать выпить активированный уголь или какой-то другой сорбент (например, полифепам) – возможно, получится избежать попадания отравляющего вещества в кровь;
  • постоянно разговаривать с отравившимся, нельзя давать ему заснуть.

Крайне желательно выяснить у пострадавшего, какие лекарственные препараты он принимал, в каком количестве – эти данные понадобятся врачу «Скорой помощи», очень важно сохранить упаковки от принимаемых снотворных препаратов – это поможет специалистам быстро сориентироваться при подборе дезинтоксикационной терапии. 

Отравление снотворными — лечение

Полноценное лечение пострадавшего проводится только в лечебном учреждении. В рамках первой врачебной помощи показаны следующие мероприятия:

  • Проводится вентиляция легких и, при необходимости, интубация трахеи – такие кардинальные меры целесообразны при угнетении дыхательной деятельности.
  • С помощью специального зонда проводят капитальное очищение желудка.
  • Проводится инфузионная терапия, обязательно вводится в организм какой-то сорбент.
  • Больному показаны гемодиализ и/или гемосорбция – только врач может принять решение о целесообразности проведения данных процедур.
  • После того, как состояние пострадавшего стабилизируется, и не будет представлять опасности для жизни пациента, врач подбирает симптоматическую терапию, неспецифическое медикаментозное лечение, специфическую терапию.

    Обратите внимание: при поступлении больного с передозировкой снотворными в стационар обязательно проводятся специфические лабораторные исследования для выявления метаболического/респираторного ацидоза и спектрофотометрический анализ крови (он помогает определить количество содержащихся токсинов в крови). 

    Возможные осложнения при передозировке снотворными

    Врачи прекрасно знают, что у больных с рассматриваемым состоянием могут развиться некоторые осложнения:

  • Воспаление легких (пневмония) – особенно часто эта патология развивается в случае коматозного состояния больного, когда он вынужден длительное время находиться в положении лежа.
  • Расстройства трофического характера – чаще всего диагностируют дерматит буллезный и/или дерматомиозит некротического характера.
  • Осложнения септического характера.
  • Нарушения в работе сердечно-сосудистой системы, на фоне чего может развиться дисфункциональность почек.
  • Неврологическая симптоматика, носящая непостоянный характер – чаще всего проявляется в посткоматозном периоде.
  • Кроме этого, у больного с передозировкой снотворными препаратами могут диагностироваться отечность верхних/нижних конечностей, кишечная непроходимость атонического характера.

    Обратите внимание: проявление симптомов и развитие возможных осложнений зависит от того, сколько и какой конкретно препарат был принят. Несмотря на вовремя проведенные мероприятия интенсивной терапии, пострадавший может умереть – все зависит от индивидуальных особенностей организма.

    Передозировка снотворными – тяжелое состояние, которое требует оказания срочной медицинской помощи от квалифицированных врачей. Если человек будет предпринимать самостоятельно какие-то меры по облегчению состояния, то это может привести к ухудшению самочувствия и развитию тяжелых осложнений. В любом случае нужно быть предельно внимательным при употреблении снотворных, подбирать конкретный препарат только под контролем квалифицированного врача.

    Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной

    302

    Интересные записи:

    Отравление лекарствами


    Похожие статьи: